Светлый праздник Пасхи: в Волжском открылась выставка по истории православных традиций

5 мая православные отмечают один из главных церковных праздников — Светлое Христово Воскресение. Накануне этой даты в Волжском краеведческом музее открылась выставка по истории праздника. На церемонии открытия экспозиции с приветственным словом к участникам и посетителям музея обратился руководитель отдела религиозного образования и катехизации Калачёвской епархии протоиерей Пётр Симора и преподаватель Волжского института экономики, педагогики и права, куратор Заволжской площадки конкурса «Пасхальное яйцо» Людмила Кораблева.

Организаторы так и назвали новую экспозицию «Светлый праздник Пасхи». Она включает три раздела: «Как отмечали Светлое Христово Воскресенье в дореволюционной России», «Пасха во времена СССР» и поделки, выполненные волжским мастерами декоративно-прикладного творчества и студентами-дизайнерами из ВИЭПП.

Пасха всегда была на Руси самым главным праздником. Ее начинали отмечать со Светлого Христова Воскресения и поздравляли друг друга словами «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» аж до самой Троицы.

В традициях было печь куличи, красить яйца и делать творожные пасхи. Причем в дореволюционной России куличи были очень высокими от 30 сантиметров и выше.  Их украшали розочками и другими цветами, а также покрывали глазурью. Яйца красили шелухой и свеклой, использовали и другие растительные красители, иногда их расписывали.

Пасхальный стол сервировали праздничной посудой. Зажиточные купцы Безродного могли позволить себе изящную фарфоровую посуду. Например, такую, как фирменный изящный голубой сервиз Гарднера, он является одним из ценных экспонатов Волжского историко-краеведческого музея.

— На пасхальном столе обязательно стояли вербы. И то было не просто так, — рассказала старший научный сотрудник выставочного комплекса Екатерина Лоскутова. — За неделю – в Вербное воскресенье — веточки обязательно освящали в церкви. Считалось, что они обладает целебными свойствами. Был обычай похлестывать друг друга освященными вербами – такой ритуал убирал сглаз и порчу. А если женщина мечтала стать матерью, нужно было обязательно хранить дома освященную вербу.

В советское время была антирелигиозная пропаганда и атеистическое воспитание. Хотя в Конституции значилась свобода вероисповедания. Другое дело, когда человек хотел делать карьеру, то о религии не могло быть и речи. Это не только не приветствовалось, но и мешало продвижению по служебной лестнице. А тот, кто состоял в партии, не должен был отмечать религиозных праздников, ходить в церковь и совершать обрядов.

Хорошо об этом было написано в книге Любови Воронковой «Старшая сестра». Дело было в пятидесятые годы 20 века. Тринадцатилетняя девочка решила выручить свою верующую бабушку и пошла освятить куличи в церкви. Ее увидел кто-то из знакомых, донесли в школу и устроили над пионеркой целое судилище.

Поэтому в СССР многие традиции, связанные с Пасхой, ушли в прошлое, о них просто забыли. На смену им появились другие обычаи. Например, с приходом советской власти на кладбище стали ходить не на Радоницу, а именно на Пасху. Все объяснялось просто: воскресенье у многих был выходной, и люди могли побывать на могилках своих родственников.

А вот обычай красить яйца сохранился. Как и прежде, для этого использовали в основном луковую шелуху.  У счастливчиков также были и красители. Приобрести их было можно только с рук на базаре. Официальная пищевая промышленность их не выпускала.

А вот царские куличи с крестами и буквами «ХВ» в советские времена было уже не принято. Это сохранилось только у глубоко верующих, например, в семьях священников. Причем пасхальную выпечку хозяйки делали сами. Найти знаменитый весенний кекс — так в советской торговле называли куличи, было настоящей удачей.

— К чему сводилась празднование советской пасхи? Отпраздновали за столом, разговелись и съездили на кладбище. На этом все закончилось, — уточнила историк Екатерина Лоскутова. — В годы правления Брежнева была попытка Пасхальное воскресенье сделать рабочим днем, а выходной перенести на понедельник. Но Пасха – это плавающая дата. И на инициативу махнули рукой. В 90-годы с развалом Советского Союза в нашу жизнь стали вновь возвращаться православные традиции. По телевизору стали транслировать праздничные богослужения с участием первых лиц нашего государства. Раньше это было просто немыслимо.

На выставке представлены уникальные экспонаты из волжских музейных фондов, связанные с историей празднования Светлого Христова Воскресения. Это пасхальные открытки конца 19- начала 20 века с рисунками Елизаветы Бём. Также выставочную витрину украшают уникальное подарочное пасхальное яйцо и евлогии — сувениры в виде бутылок со сценами распятия Христа, которым более 100 лет.

Кроме того, экспозиция включает православные дорожные складни с позолотой и эмалью, праздничные наряды купцов села Безродное, воссозданы интерьеры дореволюционной России и советской эпохи.

Выставка «Светлый праздник Пасхи» продлится до 26 мая. 6+

Людмила Дмитриева, газета «Волжская правда»

Комментирование запрещено